Сикка - одна из наиболее популярных игр. В России в варианте А носит название "Три листа". Известна с начала XIX века. Считалась игрой простонародной и в клубы поэтому не допускалась. В народе имела значительное распространение. Второе название "Подкаретница" отмерло в начало XX века с исчезновением карет. Сикка в вариантах А, Б, В распространена повсеместно, в варианте Г имеет распространение на юге России и Украины, особенно на курортах Черного моря. В варианте Д "Едно" игра существовала в каторжных тюрьмах Сахалина и Сибири в XIX веке, ныне не встречается.
Количество игроков - от 2-х до 10-ти человек. Из колоды (не более 36 листов) выбирается карта (обычно шестерка), которая объявляется "шахой", например, шестерка треф - "шаха". Иногда назначают две шахи или играют без шахи. Перед игрой договариваются о сумме кона и максимуме надбавки. Например: "На кон по 5 коп., более 50 коп. не давать". Сдающий тасует, дает снять карты и показывает игрокам нижнюю карту колоды. Если внизу колоды туз или шаха, колода снимается повторно. Сдающий карты из колоды, имеющей внизу туза или шаху, доставляет кон, т.е. ставит сумму, равную кону. Сдают по одной до трех карт каждому игроку, который, взяв свои карты, пасует или делает ставку. Первый от сдающего по часовой стрелке не пасующий игрок ставит ("дает") любую разрешенную сумму. Следующий может поставить ту же сумму, что и первый ("пройтись") или поставить больше ("дать больше"). Третий должен "проходить" за сумму не меньше поставленной предыдущим игроком. Таким образом, делают ставки все игроки, и завершается первый круг. Очередь ставить приходит опять к первому игроку. Дальнейшее повышение ставок может происходить по паритетной или непаритетной системе. Обе системы представлены в таблицах, где буквами "а", "в", "с" обозначены ставки, делаемые игроками. Подчеркнутые буквы могут быть равны нулю. Это бывает в том случае, когда игроки "проходят" и ничего не дают сверх поставленной до них (или, как говорят, "под них") суммы. Однако при любой системе сумма разовой ставки не должна превышать максимально установленную. Общая же сумма, поставленная на кон, может увеличиваться без ограничений. (В некоторых компаниях общая сумма кона ограничена, поэтому, достигнув предела, игроки должны открыть карты).
Игрок А | Игрок Б | Игрок С | |
1 круг | а = М | а + в = М | а + в + с = М |
2 круг | в + с + а1 = М | c + а1 +в1 = М | а1 + в1 + с1 = М |
3 круг | в1 + с1 +а2 = М | и т.д. |
Игрок А | Игрок Б | Игрок С | |
1 круг | а = М | а + в = М | а + в + с = М |
2 круг | а + в + с + а1 = М | а + в + c + а1 + с = М | а + в + с + а1 + в1 + с1 = М |
3 круг | а + в + с + в1 + с1 + а1 = М | и т.д. |
Каждый игрок может в любой момент спасовать ("зарыть" свои карты).
В этом случае он бросает их закрытыми и до следующей сдачи участия в игре не принимает. Сумма, поставленная им, остается
на кону. "Вскрываться" - значит объявлять о том, что все не спасовавшие игроки должны сравнить свои очки. На это
имеет право при паритетной системе любой игрок, давший какую-либо сумму менее максимальной, но при условии, что после него
все остальные ее не увеличили. "Вскрываясь" в этом случае, игрок ставку не делает. При непаритетной системе
"вскрываться" имеет право игрок, сидящий на последней руке, но лишь после трех кругов розыгрыша. В этом случае
он должен поставить на кон ту сумму, которую поставил предыдущий игрок. Если же игроков осталось двое, то при любой системе
"вскрыться" может любой из них, поставив на кон "проходную" сумму. "Вскрываясь", игрок
называет сумму очков своих карт и показывает их. Например: "Вскрылся. Двадцать". Второй игрок или бросает карты,
или говорит, что у него очков больше, и предъявляет. Имеющий больше очков выигрывает и забирает кон. Смотреть сброшенные
карты не разрешается. Если игроков более двух, то после третьего круга любой из них имеет право смотреться с игроком,
сидящим по правую руку. Для этого он должен поставить на кон ту сумму, которая идет под него, и сказать
"Посмотримся". Игроки сличают карты, не показывая их другим игрокам. Имеющий меньше очков свои бросает. Если
очков у игроков поровну, то карты бросает предложивший смотреться, или играют вдвоем на одних картах.
Если игроки при "вскрытии" имеют равное количество очков, то производится
"свара", т.е. повторный розыгрыш кона. Желающие вступить в "свару" обязаны доставить на кон сумму,
равную его половине. Сдающий определяется вытягиванием карты. "Свара" во всем аналогична простой игре, но
производится с большим коном. Любой игрок может также, не открывая своих карт, на любом круге предложить:
"Варим", и если другие игроки согласны, то карты бросаются и производится "свара". Игрок, предложивший
ее, но не получивший поддержки партнеров, может продолжать игру в обычном порядке. Отказаться от "свары", если
предложение принято, он не имеет права. Если все игроки, кроме одного, бросают свои карты без вскрытия, то оставшийся
может "варить" один, т.е. предложить другим доставить сумму кона и произвести "свару".
Игрок, не смотревший своих карт и не дотрагивавшийся до них, может "темнить". Для этого
он должен, поставив на кон деньги, к примеру, 5 коп., сказать. "Темню. Десять в ход", или, положив десять
копеек: "Темню, двадцать в ход". Это значит, что все игроки за ним проходятся не за сумму, поставленную
"темнившим", а за объявленную им - вдвое большую. "Темнить" можно в том случае, когда игрок сидит на
первой руке, либо все игроки до него бросили карты. Игрок, сидящий за "темнившим" и также не смотревший своих
карт может "перетемнить", т.е. положить требуемую для проходя сумму и сказать: "Перетемнил. Двадцать в
ход". В любом случае следующий за "темнившим" обязан ставить сумму в два раза большую.
Очки подсчитываются так: игрок, имеющий две или более карты одной масти складывает очки, считая
их следующим образом: туз и шаха - 11, фигура и десятка - 10, остальные - по достоинству. Например, П: Т, К, 7 дают в
сумме 28 очков. Считаются также три карты одного достоинства (например, три короля дают 30 очков, три девятки - 27).
В некоторых компаниях карты одного достоинства не считаются, за исключением двух тузов, которые имеют стоимость 22 очка.
Шаха прибавляет к двум картам одной масти 11 очков, к двум картам одного достоинства - их стоимость (иногда также 11
очков). Кроме этого, бывает, что играют с правилом: при равенстве очков выигрывает игрок, имеющий шаху; или две шестерки
с шахой старше трех тузов. Если у игрока все три карты разного достоинства и масти, то это называется "фестиваль"
и очки считаются по самой старшей карте.
Правила аналогичны игре "три листа", но сдаются по две карты. Очки карт одного достоинства складываются.
Игра аналогична "трем листам", но раздаются по четыре карты. Играют карты по масти независимо от количества, четыре карты одного достоинства (в некоторых компаниях также три карты), два и три туза. Четыре карты одной масти называются "деревня".
Колода 24 листа (четыре масти от Т до 9 включительно), шахи нет. Правила игры аналогичны "трем листам", но три десятки считаются старше 30 очков в одной масти, три валета старше трех десяток, три дамы - трех валетов, три короля - трех дам. 31 очко в масти старше трех королей, но младше трех тузов. В остальных случаях подсчет очков не отличается от варианта А
Игра аналогична варианту А, но туз считается либо за 1 очко, либо за 14 по договоренности. Король всегда 13, дама 12, валет 11.