Эта игра изобретена арестантами каторжных тюрем Сахалина, и Сибири во второй
половине XIX века. Попав в конце восьмидесятых годов прошлого века в европейскую часть России, быстро завоевывает
популярность. Просуществовала до начала XX века. В настоящее время почти не встречается.
Игроков двое. Колода 32 листа. Сдают по десять карт. Сдающий сдает карты по три сразу. Верхняя в
колоде карта открывается и кладется поверх колоды - это козырь. Первый ход принадлежит противнику. Последующий - взявшему
взятку. До выхода игрок "хвалится", т.е. объявляет, что у него есть группа карт. Учитываются следующие группы
карт:
Терц - состоит из трех следующих друг за другом карт одной масти (например, В, 10, 9 треф). За терц
записывается 20 очков.
Четверик - четыре карты одной масти, идущие подряд (П:Д, В, 10, 9). За него записывается 50 очков.
Пятерик - пять карт одной масти подряд - 100 очков.
Шестерик - шесть карт одной масти подряд - 100 очков.
Семерик - семь карт одной масти подряд - 100 очков.
Восьмерик - восемь карт одной масти подряд - 100 очков.
За четыре туза, четыре короля, четыре дамы записывается 100 очков. За четыре валета - 200 очков.
Козырной марьяж - 20 очков.
Все терцы, четверики и пятерики отличаются по своему достоинству друг от друга. Терц от старшей
карты считается выше терца от младшей карты. Например, терц от валета (В, 10, 9) старше терца от десятки (10, 9, 8), но
младше терца от дамы (Д, В, 10). Терц в козырной масти старше терца в некозырной того же достоинства. Некозырные масти
равноценны. Например, терц от короля пик равен терцу от короля треф, если козыри бубны. В этом случае терц от дамы бубен
старше терца от дамы треф, но младше терца от короля треф. Самый старший - терц от козырного туза.
Любой четверик старше любого терца. Четверики отличаются по старшинству подобно терцам. Четыре дамы
старше любого четверика. Четыре короля старше четырех дам, четыре туза - королей. Любой пятерик старше четырех тузов. Между
собой пятерики отличаются подобно терцам и четверикам. Далее - по старшинству - шестерик, семерик и восьмерик. Самая
старшая группа карт - четыре валета. Они перебивают любую группу карт меньшего достоинства, тогда как сами могут быть
перебиты старшим объявлением. Происходит это следующим образом: игрок, имеющий ход, объявляет перед ним какую-либо из
имеющихся у него групп карт, например, игрок говорит: "Терц", противник, также имеющий терц, может спросить:
"от чего?" и, получив ответ, перебить этот терц терцем старшего достоинства.
Например: А.: "Терц". Б.: "От чего?". А.: "От валета". Б.: "Не
годится" и записывает себе 20 очков, например, от дамы. Но если у второго игрока терц младше, т.е. от десятки, то он
говорит: "Годится", и первый игрок записывает себе 20. Если второй игрок хочет перебить терц, либо другую группу
карт более старшей группой, например, четвериком, то он не должен спрашивать: "От чего?", а сразу говорит: А.:
"Терц ". Б.: "Не годится" и записывает себе 50.
Аналогично перебиваются четверики, пятерики и т.д. Так, если второй игрок хочет перебить
объявленный пятерик шестериком, то он не должен спрашивать "От чего?", а говорит: "Не годится" и
записывает себе 100 от шестерика. Если же был задан вопрос "От чего", то перебивать можно только старшим
пятериком.
Если второй игрок не может перебить объявления первого, то первый записывает себе соответствующие
очки. После записи следует ход любой картой. До разбора всей колоды противник может на выхоженную класть любую карту из
своих, независимо от масти, скидывая ненужную или перебивая выхоженную, в том числе козырем. После хода игрок, сделавший
запись, поясняет, а по требованию противника показывает, за какую именно группу карт сделана запись. Например: "За
шестерик от короля черв". Затем игроки берут по одной карте из колоды. Карты в этой игре берутся снизу колоды (в
современных компаниях - обычным образом). Для того, чтобы это было удобно делать, колода слегка изгибается. Первым берет
карту игрок, взявший взятку. Он же и делает следующее объявление. Если игрок на своем ходу не имеет группы карт, которую он
мог бы объявить, то он ходит молча; его партнер имеет право сделать любую запись, которую пожелает, но объявив при этом
группу карт. Козырной марьяж не может перебить никакую другую группу, но и сам ничем не перебивается. Игрок, делавший ход,
может сразу записать за козырной марьяж. Очевидно, что каждая группа карт высшего разряда содержит в себе группу карт
низшего. Например, шестерик от короля содержит в себе пятерики от Д и К, четверик от К, Д, В - терцы от К, Д, В, 10. Игрок,
объявивший старшую группу карт, не имеет права объявлять входящую в нее младшую группу. Например, объявивший и записавший
четверик не имеет право объявлять входящие в него терцы. Также нельзя объявлять два раза одну и ту же группу карт. За один
выход можно объявлять не более одной группы карт. Все объявления даются пока не разобрана колода. Последнее объявление
делается, когда взята последняя карта из колоды. С окончанием колоды на карту, с которой сделан ход, необходимо положить
карту той же масти. За неимением ее - козыря. Если нет требуемой масти или козыря, сносится любая карта. Кроме объявлений в
игре, учитываются очки, набранные на взятках: Т - 11 к - 3, Д - 2, В - 1, 10 - 10. Остальные карты не имеют стоимости.
Кроме того, козырная девятка стоит 13 очков, козырной валет - 20 очков. За последнюю взятку прибавляется 10 очков. Самой
старшей картой в колоде является козырной валет. Его преимущество заключается еще и в том, что когда колода кончилась и на
отсутствующую масть необходимо класть козыря, его класть не обязательно. Им можно взять последнюю взятку. Второй картой
после валета является козырная девятка. Она перебивает все карты до козырного туза включительно и бьется только козырным
валетом. Всего очков на картах, включая козырные валет с девяткой, и последнюю взятку - 150. Очки во взятках обычно считает
один, второй записывает разницу.
Запись ведется знаками. Нули обозначают сотни, горизонтальные черточки - 50. Диагональные - 20.
Диагональные черточки рисуются группами по пять, образуя сотни. Остаток пишется цифрами.
Козырь, открытый при сдаче, может быть в любой момент заменен козырной семеркой. Игрок, сделавший
неверное объявление, штрафуется на ту сумму очков, которую он объявил, т.е. игрок, объявивший не имеющийся у него терц,
ничего не пишет, а его противник пишет себе 20 очков.